Презентация на тему: Сибирская язва

Описание Зачем надрываться надо правильно

Урок по биологии на тему: Гигиена

Разделы: Преподавание биологии

(Звучит музыка)

Сегодняшний урок хочется начать стихами Евтушенко:

Нервы, нервы
Разгулялись, однако, они на Руси
- Первый я! Нет, я - первый!
И в магазине и на стоянке такси
Словно пропасть меж людьми
Даже если вместе, рядом
«Что вы претесь? Что вы орете?
А вы...?

Это самая обычная ситуация, которая встречается каждый день. Она может послужить началом многих нарушений в организме человека и даже привести к гибели. Как же это происходит? Чем мы можем помочь в таких ситуациях себе и окружающим? Как избежать таких нарушений нервной системы? Решить эти и другие вопросы - задача нашего урока.

Тема урока: ГИГИЕНА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Сегодня у нас лекция. План лекции на доске,он поможет нам сориентироваться, а затем суметь правильно и последовательно изложить материал, о котором сегодня пойдет речь. Записываем мы его по ходу урока.

ПЛАН

Вопросы плана

Краткая запись

I. Повторение.

1. Деление Ц.Н.С. на отделы.

2. Составные части рефлекторной дуги.

II. Виды нарушений работы нервной системы человека

1. Стресс.

а) фазы стресса;

б) особенности дистресса;

2. Невроз.

а) что такое невроз?

б) компоненты невроза;

в) последствия невроза;

г) депрессия и выход из нее (сообщение);

д) наркомания в цифрах и фактах (сообщение).

III. Проблема самоубийства, психологический кризис.

а) телефон доверия;

б) «...Умей жить, когда жизнь становится невыносимой».

IV. Итог урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31-45-15


I. Итак, во-первых, на что я хочу обратить ваше внимание - это запись на доске:

«Ученые подсчитали, что на здоровье человека в 50% случаев оказывает влияние образ жизни, в 20% - наследственность, в 20% - состояние окружающей среды и только в 8,5 % - здравоохранение»

Это данные социологического исследования. Из этого мы можем сделать только такой вывод, что нашим здоровьем мы можем управлять сами. Ну, а при помощи чего (?) - конечно нервной системы. Мы на предыдущих уроках говорили и знаем, что вся нервная система делится(?)

img1.jpg (24850 bytes)

А основой управления, передачи команд от Ц.Н.С. является - рефлексы и их составляющие нейроны (?) - чувствительные, двигательные, вставочные (функции, схема на доске - рефлекторная дуга). Именно все это мы и называем «нервы».

II. 1. Переходим ко второму вопросу плана.

Давайте представим такую ситуацию - сейчас к нам на урок зашла, завуч и сказала: «Сейчас мы будем писать контрольную работу. На подготовку - 5 минут» Что произойдет с классом (?)

а) состояние тревоги, возбуждения (не напишу!), это связано с выбросом адреналина в кровь (какая железа?) Это и есть первая фаза стресса. (запись в тетрадях).

б) затем, проходит немного времени и вы уже успокоились, почувствовали уверенность в себе (или сориентировались у кого можно списать). Это наступила вторая фаза стресса - организм приспособился к условиям более высокого уровня, что и привело к решению проблемы, в данном случае - решение неожиданной контрольной (запись в тетрадь).

Итак, мы говорим о стрессе (слово на словарном стенде). Такие ситуации встречаются каждый день - когда мы смотрим телевизор, решаем самостоятельные работы, объясняем родителям свои проступки. Определение стресса дал Ганс Селье : « Стресс- это состояние напряжения у человека в условиях перестройки его деятельности на более высокий уровень, необходимый для успешного решения возникающих перед ним задач» (коротко отметить в тетрадях).

Возник такой вопрос – нужно ли избегать стресса. НЕТ! Давайте представим, если человека уложить в постель с целью предупредить мышечное перенапряжение, то мышцы начнут атрофироваться. Так и с нервной системой. Стрессом мы тренируем свою нервную систему, готовим к более сложным испытаниям, подстерегающим нас в реальной жизни. Только нужно помнить, что стрессовое состояние необходимо вовремя снять. А как это сделать? Еще в древние времена, когда люди начали страдать от стрессов, чтобы выжить, им пришлось изобрести - СМЕХ. Это удивительный переключатель с отрицательных на положительные эмоции. Кроме СМЕХА также снятию стресса способствует СПОКОЙНАЯ МУЗЫКА, ОБЩЕНИЕ С ДРУГОМ, ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ С ОДНОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДРУГОЙ. Вот вам и оказание первой помощи себе и тому человеку, который сам не может выйти из стрессовой ситуации. (Кто желает узнать на сколько он подвержен стрессу, на перемене подойдете, возьмете тест и проверите себя). Итак, стресс практически не страшен для нас. Нужно бояться затянувшегося отрицательного стресса, переходящего в дистресс (слово на словарном стенде). ДИСТРЕСС - это ИСТОЩЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, СОПРОВОЖДАЕТСЯ СИЛЬНЫМ УТОМЛЕНИЕМ, БОЛЬЮ, СТРАХОМ (запись в тетрадях). В данной ситуации помочь человеку может только врач- невропатолог (слово на словарном стенде) и психотерапевт (слово на словарном стенде). Как же избежать дистесса ? Необходимо вовремя выйти из стрессовой ситуации. Как это сделать мы уже говорили. Повторяем и записываем в тетрадях (смотрите выше).

2.Переходим ко второму пункту плана. Если человек долго находится в состоянии нервного напряжения, у него возникает такое заболевание нервной системы как:

а) невроз (слово на словарном стенде). Это группа нервно-психических заболеваний, связанных с нарушением фенкций нервной системы (запись в тетрадях).

б) Компонентами невроза являются : РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ, ПЛОХОЙ СОН (запись в тетрадях).

в) Если невроз не лечить, то заболевание, развиваясь, вызывает болезненные изменения в деятельности внутренних органов. Это и язва желудка, и различные сердечно-сосудистые заболевания, и сахарный диабет, и различные заболевания других органов. Это как раз тот случай, когда мы говорим "на нервной почве заработал такую-то болезнь".

с) Состояние человека, имеющие сложные невротические реакции (которые мы называли при неврозе) называют ДЕПРЕССИЕЙ (слово на словарном стенде). Как мы можем помочь такому человеку вам расскажет........ А вы постарайтесь кратко отметить основные положения сообщения.

III. Иногда из такого состояния человек не может найти выхода. И тогда возникает мысль о самоубийстве. Эта мысль появляется не сразу, не вдруг. Все отрицательное постепенно накапливается, требуется разрядка, выход, а его нет, тогда человек и решает покончить сразу со всеми проблемами - лишив себя жизни.

Такая ситуация чаще возникает у подростков, т.к. у них еще недостаточно зрелая нервная система. Именно в этом возрасте (15-22 г) чаще всего отказывает психологическая защита. Здесь самое главное спокойно и правильно реагировать на происходящие события, не усматривать трагедии в пустяковой неприятности. Примеры приводить не буду, вы сами их знаете, слышали от кого-нибудь. Подростки лишая себя жизни хотят сделать больно своим близким, не понимая того, что лишают себя самого дорогого что есть у человека - жизни. Они думают, что только попугают и останутся живы, т.к. их вовремя спасут. Но не всегда помощь приходит вовремя. Так стоит ли рисковать?

Если наступает в жизни тяжелый момент, а рядом нет никого, кому можно было бы высказать наболевшее, то можно позвонить по телефону доверия 31-45-15. Это психологический центр, где вас вас выслушают и обязательно помогут поверить в себя, в свои силы. Помните всегда, что уже то, что мы родились на этой Земле - уже счастье. И еще хочется процитировать слова Н.Островского из модного сегодня романа «Как закалялась сталь»

«...Шлепнуть себя каждый дурак сумеет. Это самый трусливый и легкий выход из положения. А ты пробовал эту жизнь победить? Что ты сделал? Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой, ведь дана она только раз.» Эти слова, сказанный так давно всегда актуальны. И я хочу, чтобы вы не были слабыми дураками. Смогли вовремя остановиться, не совершать рокового шага и остановить, помочь остановиться другому.

Проклятье века – эта спешка,
И человек, стирая пот
По жизни мечется как пешка
Попав затравлено в цейтнот
Остановись на полдороги,
Доверься небу, как судьбе,
Подумай, если не о боге,
Хотя бы просто о себе.
Под шелест листьев обветшалых,
Под хриплый паровозный крик
Пойми: забегавшийся жалок,
Остановившийся - велик.
Когда тебя толкает злоба
К забвенью собственной души,
К бесчестью выстрела и слова,
Не поспеши, не соверши,
О человек, чье имя свято,
Подняв глаза с молитвой ввысь,
Среди распада и разврата
Остановись, остановись.

Остановитесь, оглянитесь вокруг себя, не перешагните через жизнь человеческую. Разберитесь во всем, прежде чем принимать какие-то решения. Я думаю, что все вы останетесь людьми здоровыми и физически и морально, сумеете помочь и себе и нуждающимся в помощи людям.

А так как урок наш сегодня был для нас с вами своеобразным стрессом, т.к. у нас сегодня гости и мы чувствуем повышенную ответственность, волнуемся. Я предлагаю снять стрессовое состояние музыкой. Но не просто послушать, а слушая как бы подвести итог сегодняшнему уроку, только уже не совсем серьезно, а с юмором. Ведь мы помним, что смех и музыка - это переключатель с отрицательных эмоций на положительные. Так давайте немного отдохнем и еще раз послушаем как же нужно беречь свою нервную систему. (Песенка из «Радио - Няни»)

1. Что же вы взяли для себя с этого урока?

2. Что вам понравилось?

3. Чем вы могли бы поделиться с друзьями?

На сколько вы подвержены стрессу?

Всегда – 1 балл

Очень часто – 2 балла

Часто – 3 балла

Редко – 4 балла

Никогда – 5 баллов

1. Не менее одного раза в день ем горячую пищу.

2. Сплю по 7-8 часов в сутки.

3. От общения с людьми получаю удовольствие.

4. Я могу положиться на своих родственников.

5. Моя кожа часто бывает сухой.

6. Воздерживаюсь от курения.

7. Мой вес соответствует моему желанию.

8. Интенсивно занимаюсь физкудьтурой.

9. Воздерживаюсь от спиртного.

10. Моя зарплата меня устраивает.

11. Я активно общаюсь со своими друзьями и знакомыми.

12. У меня есть друзья, с которыми я могу поделиться тайнами.

13. Чувствую себя здоровым человеком.

14. Могу поговорить о своих переживаниях, даже будучи в расстроенных чувствах.

15. Со своими соседями беседую по поводу всех житейских проблем.

16. Люди слышат от меня шутки.

17. Днем у меня бывает свободное время.

18. Воздерживаюсь от крепкого кофе (чая).

19. Мне удается организовать свое время.

20. Обращаюсь к своим друзьям за советом.

ОЦЕНКА

1. Свыше 30 до 50 - в определенной степени подвержены стрессу.

2. 50 баллов и выше до 75 - вам следует взяться за приемы психической саморегуляции, не забывайте про укрепление физического здоровья.

3. 75 и выше - вы на грани срыва необходимо обратиться к врачу-психотерапевту.

5-ти бальная система по ПАРАМЕТРУ УРАВНОВЕШЕННОСТИ

Проверка силы ВОЗБУДИМОСТИ

1. Смелость.

2. Инициативность.

3. Склонность к риску.

4. Склонность «выкладаваться» на работе.

5. Непокорность.

6. Горячность.

7. Готовность идти навстречу трудностям.

8. Уверенность в себе.

9. Внутренняя собранность.

10. Настроение.

Из полученных данных выведите средний балл (сложите баллы, разделите не число вопросов)

По этой же методике определите

силу ТОРМОЖЕНИЯ

1. Осторожность.

2. Настроение.

3. Предусмотрительность.

4. Самообладание.

5. Умение выслушивать обвинение.

6. Собранность в ожидании обвинения.

7. Склонность к недоверчивости.

8. Умение хранить тайну.

9. Умение сдерживаться.

10. Умение соблюдать установленные правила.

Выведите средний балл и сравните полученные данные. Если сила возбудимости преобладает над силой торможения на 0,3 и более, то этот тип-возбудимый. Если наоборот (сила торможения преобладает больше, чем 0,3 балла силу возбуждения), то у вас ТОРМОЗНОЙ тип.

Источник: http://festival.1september.ru/articles/312019/

Это стоит посмотреть